Молодые преподаватели ЮФУ обучили полсотни юристов новому навыку — юридическому дизайну



На юридическом факультете ЮФУ была реализована программа дополнительного образования «Практические навыки юридического дизайна», которую разработали и провели самые молодые педагоги вуза — сотрудники НОЦ «Школа молодого преподавателя ЮФУ». Успешно реализовав собственный образовательный продукт, они подтвердили, что являются кадровым резервом Южного федерального университета.

Фото: пресс-служба ЮФУ

Магистранты юрфака Южного федерального университета Елизавета Кравченко, Ксения Терентьева, Константин Пападопулос, Никита Попивненко и Евгения Зиновьева решили не ограничиваться получением стандартных для юристов компетенций — за время получения высшего образования они также приобрели первый педагогический опыт. В этом ребятам помог открытый в ЮФУ менее года назад Научно-образовательный центр «Школа молодого преподавателя», куда они были трудоустроены ассистентами-стажерами.

«Я всегда интересовалась преподавательской деятельностью и, когда услышала о возможности поучаствовать в таком потрясающем проекте, сразу загорелась. До этого у нас не было необходимых знаний о маркетинге, современных методах и технологиях обучения, а также практического опыта в составлении и утверждении образовательной программы. Успеху нашего ДПО мы обязаны полученным знаниям в «Школе молодого педагога» и нашим наставникам из Академии психологии и педагогики. Они были с нами постоянно на связи на протяжении всего этого времени, и даже утром 3 января», — рассказала Елизавета Кравченко.

Молодые преподаватели ЮФУ обучили полсотни юристов новому навыку — юридическому дизайну, фото-1

Получив удостоверения об успешном освоении педагогической квалификации студенты юрфака стали еще и сотрудниками ЮФУ — НОЦ «Школа молодого преподавателя» не только обеспечил им обучение, но и выступил оператором трудоустройства и начала их академической карьеры.

Теоретические знания о самых передовых подходах современной педагогики молодые преподаватели поспешили применить на практике — они набрали 50 слушателей на свою программу дополнительного образования «Практические навыки юридического дизайна». Наставниками команды от факультета выступили преподаватели Дмитрий Чупилин и Инна Федорова.

Юридический дизайн или Legal design — это совокупность механизмов, позволяющих сделать юридический документ понятным для его потребителя: судьи, крупной компании или обычного человека. Умение работать со специальным текстом: сокращение и структурирование, его визуализация — использование тайм-лайнов, схем, таблиц — это мягкие компетенции, необходимые юристу, чтобы стать востребованным на рынке труда.

Молодые преподаватели ЮФУ обучили полсотни юристов новому навыку — юридическому дизайну, фото-2

«Юридический дизайн может пригодиться тому, кто уже обладает базовыми знаниями в юриспруденции, поэтому целевой аудиторией нашей образовательной программы стали выпускники юридических факультетов. Для привлечения слушателей наша команда развернула пиар-кампанию: подготовила пост и афишу, которые распространялись в социальных сетях, и посредством личных контактов», — объяснила Елизавета Кравченко.

Содержательная часть лекций состояла из юридических знаний авторов и кураторов ДПО, основ педагогического дизайна, которому обучают в «Школе молодого преподавателя», а также ценной информации от приглашенных спикеров: основателя дизайнерского бюро и нескольких адвокатов, практикующих в разных сферах.

Формат проведения итоговых встреч был определен как модельные судебные процессы, на которых слушателям ДПО предстояло окунуться в тонкости сложной запутанной фабулы внешнеэкономического спора, связанного с неисполнением обязательств, возникновением убытков и необходимостью определения компетентного суда.

Молодые преподаватели ЮФУ обучили полсотни юристов новому навыку — юридическому дизайну, фото-3

«Это было вишенкой на торте! Мы подготовили для слушателей сложную фабулу с множеством приложений. Во время практических занятий мы ее разобрали и определили лиц, которые будут представителями истца и ответчика. Их задача состояла в том, чтобы, разобравшись в деле, отстоять свою позицию в данном споре. Актуальность и сложность ситуации заключалась в необходимости защиты прав истца в условиях введенных международных санкций. В отсутствие прямого законодательного регулирования слушателям предстояло найти способ защиты прав доверителя. Судейство осуществляли приглашенные юристы-практики. Слушатели курсов волновались, но скрупулезная подготовка дала результат — и судьи, и сами участники остались довольны», — рассказала Елизавета Кравченко.

Представителям спорящих сторон требовалось не только разобраться в формально-юридических аспектах дела и разработать правовые позиции, но и визуализировать аргументы с помощью инструментов юридического дизайна, благодаря чему участникам удалось почувствовать напряженную и состязательную атмосферу настоящего судебного заседания. Об этом написал в своём отзыве слушатель программы – юрист Ираклий Ломидзе.

«Сначала я немного скептически отнесся к данному курсу, ведь даже представить себе не мог, что меня ждет. А довелось мне посмотреть на юриспруденцию под новым углом. Особенно интересно было слушать объяснения преподавателей, как лучше донести информацию до лиц, которые не имеют понятия о юриспруденции, и при этом не перегрузить их лишней информацией. На постановочном судебном процессе у меня захватывало дух от происходящего, я, наконец, ощутил то, что чувствуют стороны, участвующие в разбирательстве, все их волнение и напряжение», — поделился Ираклий Ломидзе.

Молодые преподаватели ЮФУ обучили полсотни юристов новому навыку — юридическому дизайну, фото-4

Для создателей ДПО работа в роли преподавателей тоже «перевернула мир». По словам участников команды, они научились легко и понятно доносить информацию, давать грамотные комментарии на работы слушателей, умело подчеркивать плюсы, мягко доносить предложения по доработке. Теперь у юридического факультета ЮФУ появились достойные претенденты для включения их в кадровый резерв профессорско-преподавательского состава.

«Я почувствовала, насколько тяжело быть преподавателем. Необходимо активно применять психологические методы, формировать у слушателей интерес к обучению и поддерживать его. Наконец, нужно самому постоянно учиться и совершенствоваться. И, безусловно, это того стоит. Усталости совсем нет, напротив, я полна вдохновения и сил на новые проекты. Программа по юридическому дизайну оказалась интересной и востребованной. Возможно, мы реализуем ее и в следующем году. А может создадим новую интересную программу. Уже есть несколько задумок», — подытожила Елизавета Кравченко.

В проекте «Школа молодого преподавателя ЮФУ» приняли участие 152 человека. Все они по результатам освоения двух специально разработанных для ШМП программ повышения квалификации в данный момент в группах реализуют собственные программы ДПО. В Год педагога и наставника в рубрике «Педагог-наставник» мы расскажем о самых интересных проектах и командах.

Указом Президента России 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Проект Южного федерального университета «Школа молодого преподавателя» развивает систему наставничества и закладывает основу кадрового потенциала не только для вуза, но также для региона и страны.